КĔР СĂРИ – ПИВО НОВОГО УРОЖАЯ

Кĕр Сăри – пиво нового урожая Осенью совершался цикл обрядов, посвященных культу предков. Поочередно проводили обряды автан сăри (букв. «петушиное пиво», основными блюдами обряда этого моления являлись мясо петуха и пиво), поминовение усопших в т.н. день свечи (çурта кунĕ) и осеннее пиво (кĕр сăри) — основной обряд осеннего кормления и благодарственное моление верховному богу и усопшим продуктами из нового урожая. Пирушка кĕр сăри устраивалась в конце октября или в начале ноября на новолуние.

Как и на калăм (весеннее кормление усопших), на празднике кĕр сăри бывает обход круга родственников с угощением и дегустацией пива из нового урожая. Обход начинался в главном доме — доме основателя рода. Во всех домах починали бочку пива. Опуская в пивной сосуд горячую кочергу, наговаривали: «О, боже, прими наше жертвенное пиво. Тебя поминаем, молим молочком нового урожая (в этом качестве представлялось пенное пиво), преклоняемся пред тобой. Молюсь, чтобы из одного зерна произрастало тысяча зерен. Дай силу народу, миру покой. О, Боже, дай нам, вкусив горечь пива, сладострастно говорить». Молились с наполненными кружками пива не только за умерших членов семьи, за здравствующих хозяев дома, поминали также славных предков, например тех, кто прославился в военных походах, кто погиб на войне, а также за всех тех, кто совершал хорошие дела. Молитву сопровождали стрельбой из ружья и лука.

Кĕр сăри был совмещен с благодарственным молением за новый урожай чÿклеме. Поминовение предков проходило также в форме гостевания родственников по мужской линии несĕл с проведением хывни: готовили большое угощение, закалывали двух петухов, пекли блины. Его основу составляло ритуальное угощение пивом сăра курки, сăваш курки, аналогичное тому, что проводилось у приикских чувашей.

Умерших обычно поминали перед началом жатвы, просили помочь собрать урожай. Более торжественно моления предков происходили после окончания полевых работ, данный обряд назывался автан сăри (букв. «Петушиное пиво»). В качестве жертвы духам предков приносили петуха. Для обряда характерно совершение акта сотворения Вселенной с ночным бдением до восхода солнца в ночь с четверга на пятницу. Начиная с главного дома (родоначальника), обходили круг родственников. На дверной восточной стене зажигали свечи в количестве, соответствующем числу умерших, память о которых не была утрачена.

Осеннее моление духам предков кĕр сăри (осеннее пиво) совершалось в октябре (месяц юпа). У многих крещеных чувашей данный обряд получил название престольного праздника и отмечался в селениях прихода поочередно в соответствии с церковными календарными праздниками. С молениями и трапезой в честь предков совершался обход родни. Молельщиком выступал старый человек кĕл пуçĕ, знавший обычаи, ритуальный текст и одетый в специальный вышитый халат. Молившиеся кланялись на восток, как и во всех ритуалах моления чувашей. Со временем обряды, посвященные предкам (кĕр сăри) и богам (чÿклеме), начали проводить как один праздник. Каждому богу посвящалась отдельная молитва и вкушение пива, ритуал напоминал тост, молельщик — тамаду.

Обряд с молитвой всегда совершался при открытии бочки пива, своего бога посвящали в то, что для него приготовили из нового хлеба пиво, при этом шерпет «сладость» (сыта) от пива адресуется Турă, а горечь — самим. Вкушение нового пива связывалось с плодородием, продолжением жизни. В молитвах просили Турă помочь заполнить все клети хлебом, чтобы иметь достаток на питание, трапезу, возврат долга, подаяние нищим.