ПРОЦЕДУРА ОБРЯДА ОСЕННЕГО ПИВА

Кĕр Сăри – пиво нового урожая На стол ставится сосуд с пивом (в деревянном ведре). Всем гостям разливают по ковшу пива, в одной руке ковш с пивом, в другой — хлеб из нового урожая с солью. Хозяин, садясь за трапезный стол, говорит, обращаясь к гостям: «Алпасы (богатыри, мужчины) возле двери, вам хватило на руки?» Гости: «хватило, вам на две, нам на одну». Хозяин: «Хурансуркассисем (женщины, которые сравниваются с образом березы, березового ряда), сидящие вдоль передней стены! Донесли до вас на руки?» «Донесли, вам на две, нам на одну». Хозяин читает молитву: «С односельчанами-соседями вместе пировать, помоги, Боже. Посеянное зерно пусть вырастет высоко, молимся молочком семи видов урожая. Дай радости от весеннего сева, дай радости от осеннего сева. Дай изобилие нового урожая. В наших руках книги нет, прости, боже». Хозяин садится и все выпивают свои ковши пива. Выпив, наливают еще по одному ковшу пива и снова начинают молиться о здоровье. Выпивают второй ковш.

Как наполняют третий ковш, начинают петь гимн земледельца:

Асран кайми аки-сухи,

Асран кайми аки-сухи...

После молитвы все кланяются в сторону двери. Руководитель моления (жрец) обращается к участникам: «У кого есть ковш, пейте». Выпивают. Хозяйка говорит: «Жертвенным пивом почтим усопших, поклонимся им». Затем жрец, глава дома с женой, старцы садятся за трапезный стол. Женщины коленопреклоняются перед печью. Жена главы дома обращается к снохам спеть песню. Молодые снохи запевают. Выпивают ковши и встают, благодарят молодых снох.

После этого выпивают по три кружки пива. Старый берет в руки ковш, встает и всех просит встать: «Помянули Бога, теперь помянем за здоровье земного царя». Старец обращается к мужчинам. Глава дома желает объявить именной ковш (ятлă курка): «Вы принимаете предложение?» Гости: «Принимаем, принимаем с удовольствием». Обращается к женщинам: «Хурансаркассисем, вы желаете?» Затем молится земному царю: «Пусть царь будет угодный, береги от войны, Боже, сохрани». Все садятся, старец благодарит главу дома. Хозяин встает перед старцом. Жрец-мачаур (мачавар) произносит: «Хозяин, будь здоров ташлама ковш! Кто выпьет этот ковш — перепел, кто не выпьет — коростель. Тому, кто не знает слов молитвы, дать выпить семь или пять ковшей пива». Текст молитвы перед распитием ковша ташлама: «Верховный бог, белый свет твой, земной царь, черный люд его; в этом доме хозяин, гостьи его. Чем надевать вязки на сани-дровни, пусть будут дровни с ненадетыми вязками, чем быть суеверным, быть лучше несуеверным. Выпей и шанк! Поставь ковш, как сказал друг Скворец». Все участники пиршества должны в точности повторить эти слова и выпить. Кто ошибется — тому дают три ковша. Кто не ошибется — один ковш.

Есть и другой вариант ташлама курки. Обряд проводится после жертвоприношения чÿклеме. Хозяевам подают ковши, участники садятся на колени для моления, держа ковш в руке. Предводитель обряда в шутливой форме говорит: «Не репа, не смеяться, не подниматься выше трапезного стола. Кто нарушит правила, тому дать семь или пять ковшей пива. Хозяева, будьте здоровы, ташлама юманкассисем (обращение к мужчинам, которые сравниваются с рядом дубов), вам понятно? Хуранкассисем (обращение к женщинам, сидящим вдоль передней стены, которые сравниваются с березками), будьте здоровы, вам понятно? Пусть здравствует обряд ташлама. На небе бог, на земле царь, тяжелый воз с ячменем непосильный коню, много хмеля непосильного для поднятия, кто выпьет — перепел, кто не выпьет — коростель. Если не выпьет до дна, то пусть разлучится с любимым. Благодарствуем Бога и царя обрядом ташлама, чем надевать вязки на сани-дровни, пусть будут дровни без вязок, чем окольцевать ноги зайца, пусть будут не окольцованы. Вокруг весеннего поля сев, вокруг луга коса, воз с ячменем непосильный коню, мужчине непосильная связка хмеля, ковш с сучком, с капелькой пива со всеми родственниками радушно справить нам пирушку». По завершению ташлама курки глава дома читает молитву: «Помилуй, аминь, Боже. Пусть к кобыле пристанет жеребенок, к корове теленок, пусть будет полна изба ягнятами, скамьи ребятами, дай к двери зятя, к печи сноху».

После завершения традиций жертвоприношения и моления начиналась веселая часть праздника с шутками, песней — пляской. Пир сопровождается с ковшом ама курка (ковшом, посвященном матери бога), и другими именными ковшами. Во время ташлама курки все участники торжества обращаются на восток к открытой двери, жрец мачаур начинает моление. В текстах чÿка произносятся имена родственников и друзей, пьют, благословляя и желая доброго здоровья друг другу.

Кĕр сăри обычно справляют в ноябре через месяц после праздника Покрова в четверг вечером. Для этих поминок режут курицу, готовят кашу, блины, пиво, водку и приглашают соседей с обеих сторон. Хозяин и на этот раз перед ужином зажигает в честь каждого умершего отдельную свечу и крепит их на стену, находящуюся справа от двери: «Дедушка, да будет пред тобой, поминая тебя, возжигаю свечу. Бабушка, да будет пред тобой, поминая тебя, возжигаю свечу. Батюшка, да будет пред тобой, поминая тебя, возжигаю свечу. Матушка, да будет пред тобой, поминая тебя, возжигаю свечу...»

Если у них среди умерших имеется маленький ребенок. То по случаю этих поминок и ему тоже зажигают свечу: «Дитятко мое, благослови, и тебе возжигаю свечу. Остался лишь с этим, да будет пред тобой, благослови. Ты там женись. В дальнейшем не стану тебе зажигать свечу». Если умерла маленькая девочка, то ей говорят: «Ты уже там выходи замуж...»

Как и в свечный день, на этих поминках тоже зажигают одну «домашнюю свечу» (кил çурти) для домового на левой стороне двери около печи. Пока свечи горят, ставят небольшой столик на месте умерших, а на стол две посуды для еды и питья им. Каждого опять поминают и откладывают для них еду, отливают питье. Между тем свечи догорают, и их остатки кладут в посуды, выбрасывают на улицу, после чего водой ополаскивают миску и кастрюлю. Для тех, кто скоропостижно скончался (в пути) (кăмăлсăр виле), оставляют на улице три лепешки так же, как и в свечный день. Закончив все это, они и сами едят и пьют.

Как и во время других обрядов в честь духов предков, родственники на кер сари собираются в ночь на пятницу. «Осенью до снегов и в один из четвергов вечером», — сообщается в корреспонденции из Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. В Буинском уезде Симбирской губернии кĕр сăри является одним из четырех основных установлений по случаю кормления духам предков. Здесь обряд проводился в месяц юпа после полнолуния в первый четверг вечером, т.е. накануне пятницы.

Приготовление к кĕр сăри в основном заключалось в варении пива сăра из нового урожая и приглашении лиц из узкого круга родственников ĕрет. Пиво было главным атрибутом данного обряда. На стол в этот день ставили цельносваренных курицу и петуха. Свечи в кĕр сăри ставили по краям чашки, в которую бросали блины кусочками, сопровождая действие словами «пусть будет перед вами».